02.05.2020

Память сердца, память разума» 1944-й. Тыл. Глазов.

В годы Великой Отечественной войны в тылу наравне со взрослыми самоотверженно трудились дети и подростки.
Заботе о детях в годы войны государство придавало большое значение. Нужно было подготовить образованных и культурных людей, которые могли бы заменить ушедших на фронт и погибших в боях родителей, встать на их место в производстве и в армии. Поэтому даже в самые трудные дни войны школы города и района работали бесперебойно.

Школьная программа была максимально приближена к реальным условиям военного времени. На уроках биологии изучали лекарственные растения, которые собирали и сдавали на заготовительные пункты. Изучали овощи, которые затем выращивали на пришкольных участках. На уроках истории учителя рассказывали детям о великих победах нашей страны против иноземных захватчиков, о великих полководцах – Александре Невском, Александре Суворове, Михаиле Ивановиче Кутузове.

Так как большинство школьных зданий в Глазове заняли эвакогоспитали, уроки проводились в иных помещениях. Трудно было с кадрами (учителя уходили на фронт), с отоплением, освещением, одеждой детей, питанием…

Римма Фёдоровна Казакова, известная советская поэтесса, в годы войны маленькой девочкой оказалась в Глазове в числе эвакуированного из Ленинграда населения. Училась в Глазове в школе №2. Она вспоминала:

«Для многих мальчишек и девчонок кончилось детство и свойственные ему беззаботность и беспечность. Трудно было всем, в том числе и школе. Школьные здания были заняты под эвакогоспитали, учительский коллектив был в основном женский... Заниматься приходилось в общежитиях, в зданиях начальной школы в три смены. Часто одна керосиновая лампа освещала доску, а у счастливчиков на партах горели свечки. Писали – кто на чем, даже между строк старых книг. В некоторых зданиях было холодно, сидели в пальто, в других – душно, гасли лампы от недостатка кислорода... В школах было и голодно, многие учащиеся недоедали... Есть хотелось постоянно. Все были жутко рады, когда в качестве горячего завтрака во время большой перемены получали стакан кипятка и сто грамм черного хлеба».

Многие школьники без отрыва от учёбы работали на промышленных предприятиях, помогали заводам выполнять заказы для фронта. Трудились дети наравне с кадровыми рабочими и показывали образцы трудового героизма. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в огромных ботинках, которые были совсем не по размеру, стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках из-за маленького роста.

Работники ленинградских оборонных заводов. 1940-е гг. Фонд Центрального государственного архива кинофотофонодокументов г. Санкт‑Петербурга.

Работники ленинградских оборонных заводов. 1940-е гг. Фонд Центрального государственного архива кинофотофонодокументов г. Санкт‑Петербурга.
Память сердца, память разума» 1944-й. Тыл. Глазов., изображение №2
Память сердца, память разума» 1944-й. Тыл. Глазов., изображение №3

Работники ленинградских оборонных заводов. 1940-е гг. Фонд Центрального государственного архива кинофотофонодокументов г. Санкт‑Петербурга.

Для тех юношей и подростков, которые работали в промышленности и не имели возможности посещать обычную школу, с 1943 года был создан новый тип общеобразовательной школы - школа рабочей молодежи. Здесь давали неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства.

Юные работники так же трудились и на колхозных полях. «Сейчас, большинство школ опустело. Школьники - на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай» - писали в газете «Правда».

Еще в августе 1941 года Совнарком Удмуртской АССР издал постановление «О привлечении учащихся 7-10 классов неполно-средних и средних школ к сельскохозяйственным работам». Согласно этому документу, в числе школьников Удмуртии было 500 учащихся школ Глазова, которых направляли на работы в колхозы Глазовского района. С это времени практика привлечения школьников к сельхозработам стала регулярной.

Юные труженики работали на прополке, окучивании и подкормке овощей. Помогали в посевной и уборочной кампаниях. Дети наравне со взрослыми косили и сушили сено на покосах, помогали в заготовке дров на зиму, перевозили грузы на лошадях.

В Удмуртии было развернуто пионерское движение по сбору колосьев.

«Мы должны с вами быстро провести и закончить работу по сбору колосьев. На этой работе пригодятся нам ловкие, быстрые наши руки. Бейтесь за урожай, как боец за победу. Будем помнить: колос к колосу - Родине сноп», - читаем в обращении пионеров Глазовского района к пионерам и школьникам Удмуртии.
Сбор колосков
Сбор колосков

Ученики 4 класса школы № 2г. Глазова на заготовке торфа Глазовский р-н. 1942 г.
Ученики 4 класса школы № 2г. Глазова на заготовке торфа Глазовский р-н. 1942 г.

На лесозаготовке
На лесозаготовке


Помощь детей на животноводческой ферме
Помощь детей на животноводческой ферме


Летом дети становились кормильцами в семье: собирали ягоды и грибы, дикорастущие растения. Эти дары природы помогали выжить в голодные военные годы. Собирали дети и лекарственные растения, которые в условиях нехватки медикаментов применялись в глазовских эвакогоспиталях. Всего в годы Великой Отечественной войны по всей стране было собрано около 6000 тонн лекарственного сырья.

Эвакогоспиталям дети оказывали большую помощь. Они помогали ухаживать за ранеными, писали письма родственникам. Исключительным успехом пользовались концерты детской художествен­ной самодеятельности. Детей просили повторить отдельные номера до трех, четырех раз. Нередки бывали случаи, когда педагог-руководитель после концерта не сразу находил «арти­стов»: их забирали бойцы к себе в палаты.

Из воспоминаний Виктора Абрамовича Сыркина:

«В то время (конец 1944 - начало 1945 г.) я был первоклассником школы № 6 г. Глазова. Мы выступали прямо в палате. Палата мне показалась огромной, она вся была заставлена железными кроватями, и многие раненые лежали совершенно непод­вижно, с замотанными бинтами лицами, с загипсованными ногами и руками. Я читал какое-то стихотворение, стоя на стуле посреди палаты, чтобы меня могли видеть все. Запомнилось то приветливое внимание, с которым принимали наш концерт раненые».

А вот другое воспоминание:

«Торжественная часть кончилась... Взволнован­ные и трепещущие, переступили мы впервые порог этого здания - здесь разместили госпи­таль. Худые лица раненых и теплые глаза их тянулись навстречу нам из полумрака длинных коридоров - мест в палатах не хватало. И теперь после школы два раза в неделю мы шли в госпиталь. Сначала писали письма. Потом давали концерт. И, что странно, пели только взрос­лые песни. Мишка Губин выводил басом про красного командира, а я славилась как испол­нительница известных в те годы песен «Жаворонок», «Тройка мчится, «Темная ночь»... На одном из таких выступлений кто-то подарил мне платье из черного маркизета. О, с каким счастливым шелестом обрушилось оно на мое худенькое тельце, так приятно холодило и щекотало плечи — мой первый бесценный подарок военной поры. И стали меня звать «певи­ца Майя в черном» (Газета «Красное знамя». 1985 г. 8 мая).

При подготовке подарков солдатам, воевавшим на фронте, дети тоже вносили свою посильную лепту. Они шили кисеты, вкладывали в них листки газеты для «самокруток». Курить, конечно, очень вредно. Но минуты перекура – это минуты отдыха, которые так нужны были бойцам на фронте.

Во время войны детям пришлось рано повзрослеть. Но они не озлобились, и старались помогать взрослым, чем могли. И даже деньги, которые собрали пионеры республики на сборе металлолома, они отдали государству. На эти деньги был построен танк «Пионер Удмуртии». Нет в истории примера, сопоставимого тому трудовому подвигу, который совершили советские дети в годы Великой Отечественной войны.

И еще несколько воспоминаний детей войны.

Римма Фёдоровна Казакова, известная советская поэтесса, в годы войны маленькой девочкой оказалась в Глазове, куда она вместе с мамой была эвакуирована из Ленинграда. Позднее поэтесса написала стихотворение:

«Когда ребенком я была,
Зимою госпитально-белой
Я часто с коромыслом шла
До речки заиндевелой.
Война. Темны утра как ночь.
Ни хлеба, ни поленьев в печке.
Я матери хочу помочь,
За бабами шагаю к речке.
И если есть она, моя
Из детства главная пятерка,
За то, что, задыхаясь, я
Несла два этих полведерка».

Инна Васильевна Селиванова, дочь известного советского художника Василия Николаевича Селиванова, рисовавшего агитационные плакаты, в годы войны оказалась в Глазове в числе эвакуированного из Ленинграда населения. Училась в Глазове в школе им. В.Г. Короленко. Она вспоминала:

«Моим радостным впечатлением о школе были летние лагеря. Рано утром мы уходили за город. На колхозном поле после комбайна оставались колоски, мы их собирали. И ещё работали на заготовке торфа. Машины резали его на большие брикеты, а мы складывали их в пирамиды. Это была тяжёлая работа. Но, конечно, мы и отдыхали: купались, ходили в лес за ягодами... Мы шефствовали над ранеными в госпитале, писали за них письма, устраивали концерты… Папа часто присылал нам свои плакаты, и я брала их в госпиталь. Пока шёл концерт, ребята их держали, а потом по просьбе врачей я оставляла плакаты в госпитале. Иногда и раненые принимали участие в концертах. А ещё мы собирали деньги на танк «Пионеры Удмуртии».

Автор: Екатерина Тугбаева, научный сотрудник музея отдела истории

Источник информации https://vk.com/@glazovmuseum-pamyat-serdca-pamyat-razuma-1944-i-tyl-glazov


Возврат к списку

!-- Rating@Mail.ru logo --> Рейтинг@Mail.ru