Железнодорожный вокзал. Объект культурного наследия регионального значения. Кизнерский район, п.Кизнер, ул. Станционная, д.23
В конце XIX – начале XX веков территория, на которой расположен сегодняшний поселок, относилась к Старотрыкской волости Малмыжского уезда Вятской губернии. Здесь были дремучие леса и топкие болота. Тщетно было искать поселок Кизнер на карте дореволюционной России. Не было его тогда на земле, не могло быть и на карте. Рождение поселка связано с началом первой мировой войны в 1914 году. Необходимость переброски оружия и военного снаряжения побудило царских чиновников к налаживанию связей между промышленными городами - Ижевском и Казанью. Таким путем могла стать только железная дорога. В 1914 г. по приказу царя Николая II было начато строительство железной дороги Казань-Екатеринбург. Несмотря на сложные природные условия и отсутствие подъездных путей работы шли довольно быстрыми темпами. Необходимо было кратчайшим путем вывозить оружие и боеприпасы из Ижевского завода в Казань и Москву.
Первые поезда прошли в начале 1916 года. Необходимые для их обслуживания некоторые станционные постройки к этому времени уже были возведены, другие находились в процессе строительства. В конце 19-го – начале 20-го века Станционные здания становятся важной архитектурной частью любого населенного пункта, и часто одной из его достопримечательностей. Поэтому правление общества Московско-Казанской дороги заказало проектирование сооружений лучшему архитектору, автору великолепного здания Казанского вокзала в Москве А.В.Щусеву.
В мастерской проектировались все станционные постройки: вокзалы, депо, водонапорные башни, дистанционные путейские сооружения и даже мелкие хозяйственные и складские помещения, бакгаузы и жилые дома для железнодорожников, школы, амбулатории. Проекты детализировались до мелочей: фонари, станционные скамейки, ограждения, кресла, столы, буфетные стойки – ничто не ускользало от острого взгляда Алексея Викторовича и его помощников.
На линии Казань-Екатеринбург А.В.Щусев ориентировался на облик уральских заводов, возникших при Петре I, поэтому в архитектуре зданий заметно влияние того времени – эпохи петровского и елизаветинского барокко. Предложенные им проекты были первым опытом создания железнодорожных ансамблей. При разработке планировки территории станции Кизнер был использован типовой чертеж, утвержденный к применению с 16 марта 1915 года, что свидетельствует в пользу того, что здание вокзала и расположенных по соседству с ним жилых домов начали строиться на станции не ранее этой даты. К этому времени к станции уже подходило железнодорожное полотно, обеспечивая подвоз строительных материалов. Но эксплуатация проложенного в 1915 году рельсового пути была невозможна без соответствующей инфраструктуры. Поэтому можно утверждать, что дошедшие до наших дней исторические станционные здания – пассажирский вокзал и жилые дома по флангам от вокзала, имевшие весьма интересный фасадный декор и водонапорная башня, были начаты строиться в 1915г. Вокзальное здание за счет более богатого оформления и повышенного объема доминировало в застройке. Все эти сооружения в целом составляли гармоничный архитектурный ансамбль. Мастерство исполнения отдельных фасадных декоративных деталей здания вокзала наводит на мысль, что они могли быть изготовлены в какой-то высокопрофессиональной столярной мастерской и доставлены на место строительства уже по ж/д.
(1919 год)
Сохранившееся архивное фото 1919 года донесло до нас первоначальный внешний облик здания вокзала станции Кизнер. Бревенчатый сруб, оформленный деревянными декоративными элементами, стоит на каменном цоколе. Входные двери в главный зал со стороны перрона были парными, расположенными по сторонам центрального окна. Восточная дверь вела в буфет, а западная – в ж/д кассы и зал ожидания с дополнительным антресольным этажом. Окна и полуостекленные двери с фрамугами имели характерный мелкоячеистый рисунок. В 1930-е годы появилась обшивка вокзала.
С севера (со стороны привокзальной площади) к нему примыкает пониженная полукруглая терраса с четырьмя колоннами с открытым каменным 6-ступенчатым крыльцом, вход которого ограничен боковыми стенками. Терраса покрыта плоской конусной крышей. С востока и запада – пониженные квадратные крылья, покрытые крышами на три ската с переломами. Здание сохранило все первоначальные стены и основные перегородки.
По воспоминаниям старожилов поселка, когда-то в западном крыле вокзала, находился кабинет дежурного станции, в восточном – ресторан. В зале на антресольном этаже была устроена комната отдыха. Вдоль перрона стояли длинные торговые ряды, где шла оживленная торговля продукцией из личных хозяйств. Ягоды, грибы, которых в здешних лесах было много, также пользовались спросом проезжающими мимо пассажирами. Строго следили за чистотой привокзальной площади, много росло деревьев, в парке стояли скамейки и скульптуры.
Вначале 1960-х в главном зале убрали антресольный этаж, парные двери на перрон заменили на одну центральную дверь с окнами по бокам. С востока к зданию сделали одноэтажную пристройку для линейного пункта милиции. (Исторической ценности пристройка не имеет). В 1970 заменили оконные рамы с наиболее крупными ячейками, в 1980-е здание получило современную обшивку сруба, восточный пристрой заменили новым каменным с подвальным этажом, где разместился санузел.
По проектам всемирно известного академика архитектуры А.В. Щусева (автора проектов Казанского вокзала в Москве, мавзолея Ленина и гостиницы «Москва» и других знаковых объектов в стране и за рубежом) строились вокзалы и привокзальные здания по всему казанскому направлению. Сегодня эти строения являются уникальными памятниками деревянного зодчества, объектами культурного наследия. Но на большой части бывшей Московско-Казанской и Казанско-Екатеринбургской железной дороги они уже утрачены. Тем более ценны сохранившиеся образцы, а подобные Кизнерскому комплексу – просто уникальный, редкий случай.
Благодаря своему вхождению в состав УАССР, Кизнер стал «южными воротами» республики. Именно здесь делают первую остановку железнодорожные составы, следуя с запада на восток страны по направлению Москва – Екатеринбург.