Железнодорожный вокзал. Объект культурного наследия регионального значения. Кизнерский район, п.Кизнер, ул. Станционная, д.23


Вокзал в п. Кизнер



В конце XIX – начале XX веков территория, на которой расположен сегодняшний поселок, относилась к Старотрыкской волости Малмыжского уезда Вятской губернии. 
Здесь были дремучие леса и топкие болота. Тщетно было искать поселок Кизнер на карте дореволюционной России. Не было его тогда на земле, не могло быть и на карте. Рождение поселка связано с началом первой мировой войны в 1914 году. Необходимость переброски оружия и военного снаряжения побудило царских чиновников к налаживанию связей между промышленными городами - Ижевском и Казанью. Таким путем могла стать только железная дорога. В 1914 г. по приказу царя Николая II было начато строительство железной дороги Казань-Екатеринбург. Несмотря на сложные природные условия и отсутствие подъездных путей работы шли довольно быстрыми темпами. Необходимо было кратчайшим путем вывозить оружие и боеприпасы из Ижевского завода в Казань и Москву.

Первые поезда прошли в начале 1916 года. Необходимые для их обслуживания некоторые станционные постройки к этому времени уже были возведены, другие находились в процессе строительства. В конце 19-го – начале 20-го века Станционные здания становятся важной архитектурной частью любого населенного пункта, и часто одной из его достопримечательностей. Поэтому правление общества Московско-Казанской дороги заказало проектирование сооружений лучшему архитектору, автору великолепного здания Казанского вокзала в Москве А.В.Щусеву.

В мастерской проектировались все станционные постройки: вокзалы, депо, водонапорные башни, дистанционные путейские сооружения и даже мелкие хозяйственные и складские помещения, бакгаузы и жилые дома для железнодорожников, школы, амбулатории. Проекты детализировались до мелочей: фонари, станционные скамейки, ограждения, кресла, столы, буфетные стойки – ничто не ускользало от острого взгляда Алексея Викторовича и его помощников.

На линии Казань-Екатеринбург А.В.Щусев ориентировался на облик уральских заводов, возникших при Петре I, поэтому в архитектуре зданий заметно влияние того времени – эпохи петровского и елизаветинского барокко. Предложенные им проекты были первым опытом создания железнодорожных ансамблей. При разработке планировки территории станции Кизнер был использован типовой чертеж, утвержденный к применению с 16 марта 1915 года, что свидетельствует в пользу  того, что здание вокзала и расположенных по соседству с ним жилых домов начали строиться на станции не ранее этой даты.  К этому времени к станции уже подходило железнодорожное полотно, обеспечивая подвоз строительных материалов. Но эксплуатация проложенного в 1915 году рельсового пути была невозможна без соответствующей инфраструктуры. Поэтому можно утверждать, что дошедшие до наших дней исторические станционные здания – пассажирский вокзал и жилые дома по флангам от вокзала,  имевшие весьма интересный фасадный декор и водонапорная башня, были начаты строиться в 1915г. Вокзальное здание за счет более богатого оформления и повышенного объема доминировало в застройке. Все эти сооружения в целом составляли гармоничный архитектурный ансамбль. Мастерство исполнения отдельных фасадных декоративных деталей здания вокзала наводит на мысль, что они могли быть изготовлены в какой-то высокопрофессиональной столярной мастерской и доставлены на место строительства уже по ж/д. 

Железнодорожный вокзал в п. Кизнер, 1919 год

(1919 год)

Сохранившееся архивное фото 1919 года донесло до нас первоначальный внешний облик здания вокзала станции Кизнер. Бревенчатый сруб, оформленный деревянными декоративными элементами, стоит на каменном цоколе. Входные двери в главный зал со стороны перрона были парными, расположенными по сторонам центрального окна. Восточная дверь вела в буфет, а западная – в ж/д кассы и зал ожидания с дополнительным антресольным этажом. Окна и полуостекленные двери с фрамугами имели характерный мелкоячеистый рисунок. В 1930-е годы появилась обшивка вокзала.

С севера (со стороны привокзальной площади) к нему примыкает пониженная полукруглая терраса с четырьмя колоннами с открытым каменным 6-ступенчатым крыльцом, вход которого ограничен боковыми стенками. Терраса покрыта плоской конусной крышей. С востока и запада – пониженные квадратные крылья, покрытые крышами на три ската с переломами. Здание сохранило все первоначальные стены и основные перегородки.

По воспоминаниям старожилов поселка, когда-то в западном крыле вокзала, находился кабинет дежурного станции, в восточном – ресторан. В зале на антресольном этаже была устроена комната отдыха. Вдоль перрона стояли длинные торговые ряды, где шла оживленная торговля продукцией из личных хозяйств. Ягоды, грибы, которых в здешних лесах было много, также пользовались спросом проезжающими мимо пассажирами. Строго следили за чистотой привокзальной площади, много росло деревьев, в парке стояли скамейки и скульптуры.

Вначале 1960-х в главном зале убрали антресольный этаж, парные двери на перрон заменили на одну центральную дверь с окнами по бокам. С востока к зданию сделали одноэтажную пристройку для линейного пункта  милиции. (Исторической ценности пристройка не имеет). В 1970 заменили оконные рамы с наиболее крупными ячейками, в 1980-е здание получило современную обшивку сруба, восточный пристрой заменили новым каменным с подвальным этажом, где разместился санузел.

вокзал 5.jpeg

По проектам всемирно известного академика архитектуры А.В. Щусева (автора проектов Казанского вокзала в Москве, мавзолея Ленина и гостиницы «Москва» и других знаковых объектов в стране и за рубежом) строились вокзалы и привокзальные здания по всему казанскому направлению. Сегодня эти строения являются уникальными памятниками деревянного зодчества, объектами культурного наследия. Но на большой части бывшей Московско-Казанской и Казанско-Екатеринбургской железной дороги они уже утрачены. Тем более ценны сохранившиеся образцы, а подобные Кизнерскому комплексу – просто уникальный, редкий случай.


Благодаря своему вхождению в состав УАССР, Кизнер стал «южными воротами» республики. Именно здесь делают первую остановку железнодорожные составы, следуя с запада на восток страны по направлению Москва – Екатеринбург.


 

!-- Rating@Mail.ru logo --> Рейтинг@Mail.ru